0 0
0

История кирпича ручной работы


Кирпич – пожалуй, самый универсальный строительный материал всех времён и народов. Из кирпича разного вида можно сложить практически всё: фундамент, погреб, стены дома, печь, забор, канализационный колодец, мост, дорожку… Кроме того он является интерьерным материалом: для отделки фасадов и внутренних помещений используют лицевой кирпич всевозможных оттенков и фактур. С любовью строители называют его своим «хлебом», а хлеб выпекают в форме «кирпичика». Такая аналогия не случайна, и подтверждает совершенно особое положение этого поистине удивительного материала.

Кирпич – первый строительный материал, созданный человеком. Древнее только камень и дерево. Археологами найдены кирпичные постройки возрастом более десяти тысяч лет. Одно из чудес света, Вавилонская башня, представляла собой 90-метровое сооружение из кирпича. Внутренние части стен были сложены из сырца, наружные – из обожжённого кирпича, а облицовка верхнего (седьмого) яруса - из голубой глазурованной керамики. Долгое время люди строили дома и культовые сооружения из кирпича-сырца, сформованного и высушенного на солнце: из глины и навоза, глины и грязи, известковой пористой глины и смолы (саман), иногда с добавлением песка и других минералов. Много кирпичных строений находят на территории Древней Италии, где жили и строили свои города-государства Этруски (VIII-IIIвв. до н.э.). Для обычных построек этруски избегали пользоваться камнем, предпочитая дерево, кирпич-сырец и терракотовые покрытия стен.

Однако саманный кирпич хорош в условиях сухого и жаркого климата, но при увлажнении его прочность быстро падает. Совсем другое дело – кирпич обожженный (керамический). Эта техника распространилась по миру из Древнего Египта и Месопотамии, где его обжигом занимались ещё в III тысячелетии до н.э. В Византии, Греции и Римской империи обожженный кирпич был основным строительным материалом. Существовало множество его форм: квадрат, прямоугольник, треугольник, фигурный кирпич. Наибольшее распространение получла плинфа (от греч. Plinhos – кирпич) с рёбрами 30-60см и толщиной 3-5см. Европейские зодчие средних веков широко использовали не только конструкционные, но и декоративные возможности кирпича. Была придумана узорная кладка, кирпич с рельефной поверхностью и покрытый блестящей разноцветной глазурью. А в Германии, благодаря кирпичу, возник и на протяжении XII-XVI веков расцветал своеобразный архитектурный стиль – кирпичная готика.

На Руси кирпич узнали в IV-V веках, однако вплоть до XII века применялась только его плоская разновидность - плинфа (Софийский собор в Киеве, Вологде). Кирпич, похожий на современный, в виде бруска, появился в XVвеке. С этого времени начался расцвет кирпичного дела! Для постройки московского Кремля в 1475 году был приглашён итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, который, прежде всего, построил фабрику с обжиговой печью. В отличие от гончарных глин, для производства кирпича годится любая глина. На зиму её оставляли для выветривания, а весной замачивали в специальных ямах (творилах), мяли босыми ногами, и затем формовали вручную и только в тёплое время года. Формы делали из дерева, часто без дна (пролётки), в особых случаях обшивая их железом. Один формовщик (порядовщик) за день мог изготовить от 600 до 2500 штук сырца. Для повышения плотности существовало много приёмов, в частности «подпятный», когда глину вдавливали в форму пяткой ноги. Затем сырец сушили на стеллажах и обжигали в печи. Из такого «глиняного камня» были возведены Новгородский кремль, собор Василия Блаженного, Казанский кремль и другие памятники архитектуры.

Технический прорыв в кирпичном деле произошёл в XIX веке, после внедрения кольцевой обжиговой печи, ленточного пресса и глинообрабатывающих машин, работающих на паровой тяге. Тогда же, в 1847 г., появился и первый ГОСТ: «Правила для единообразной прочной выделки кирпича, долженствующего употребляться как в Санкт-Петербурге, так и в других местах России, на казённых и частных заводах». Этими правилами устанавливался и размер кирпича 6х3х1,5 вершка. Для кирпичных заводов обязательным явлением стали клейма. Каждое клеймо несло большую информацию: фамилию заводчика, год строительства завода и характеристику способов производства. Кроме строительного, выпускался лекальный кирпич сложной конфигурации, округлый, клиновидный, пустотелый и облицовочный. Архитектурная мода начала XX века, в стиле «модерн», потребовала разнообразить цвет кирпича. Его стали окрашивать различными красителями и покрывать глазурью.

Загородное строительство и реконструкция

Современные разработки позволили значительно расширить ассортимент кирпича и довести его до совершенства по внешним и технико-эксплуатационным параметрам. Производительность труда, благодаря автоматизации производства, выросла в десятки и сотни раз! Однако на рубеже XX-XXI веков возникла потребность именно в кирпиче ручной формовки. Не странно ли?

В первую очередь, это конечно продиктовано необходимостью реставрации старинных зданий. Однако, в связи с ростом благосостояния, появилась тенденция оформления новых домов «под старину», причём как городских, так и загородных. Понятно, что кирпич «с конвейера» проблему явно не решал. В ответ на спрос рынка, ряд западноевропейских производителей освоил технологию hand form. Конечно, современный технологический процесс по изготовлению кирпича ручной формовки механизирован, и отличается от дедовского, как день от ночи. Но и с производством кирпича массового спроса у него также мало общего. Технологический процесс производства кирпича, облицовочной и тротуарной плитки ручной формовки заключается в формовании смеси, содержащей исключительно чистые природные компоненты, и обжиге сырца в специальных печах при очень высокой температуре. Кирпич ручной работы перед обжигом не прессуют, зато обжиг идёт до полного спекания, в результате чего пустоты и инородные включения исчезают. В итоге получается кирпич с поистине уникальными характеристиками! Он обладает высокой плотностью, очень низким водопоглощением (2-5%), высоким пределом прочности на сжатие, высокой устойчивостью против воздействия кислот и щелочей. Значит, служить такой кирпич будет очень долго. И, самое главное, кирпич ручной работы необыкновенно красив! Поэтому его используют, в первую очередь, для облицовки цоколей и фасадов зданий, оформления внутренних двориков и отделки интерьеров. Материал уникален тем, что каждая партия хоть и имеет однородный состав, но каждый отдельно взятый кирпич не повторяет другой. Кладка из такого кирпича воспринимается зрительно как бесконечный узор (если в массе кирпича есть контрастные вкрапления) или как бегущая световая волна (если цвет однородный). Честно говоря, словами эффект передать очень сложно. От кирпича, словно живая вибрация исходит, притягательная сила и энергия!

В строительной среде существует свой, так называемый «кирпичный рейтинг». В первую пятёрку входит кирпич немецкого и голландского производства. Очень высоко ценится и бельгийский кирпич ручной формовки. Производители предлагают различные коллекции с богатой цветовой палитрой, так что каждый сможет выбрать изделие по своему вкусу. Конечно, элитный материал стоит значительно дороже рядового, но затраты быстро окупаются, так как ремонт в ближайшие сто лет делать точно не придётся!

Другие статьи

Направления: Кирпич

Кирпичный дом

Теплый кирпичный дом - множество преимуществ. На сегодня кирпичный дом является наиболее дорогой ...

Русский кирпич - выбирать ли отечественного производителя?

Русский кирпич – это кирпич, изготовленный на отечественных заводах с использованием лучших ...

Кирпич или дерево?

Строительство собственного дома трудная задача. Начиная от выбора строительных материалов и ...